Дачная амнистия (г. Сергиев Посад)

Oct. 19, 2013

В советские времена земельные участки под дачи предоставлялись предприятиям и организациям постановлениями местных администраций. В основном для этой цели выделялись земли колхозов и совхозов. Почти все дачные кооперативы находятся на землях сельскохозяйственного назначения.

Земля находилась у людей в пользовании, и зачастую никаких документов на неё у них не было. Так продолжалось до 1990 года, когда были приняты первые законы о собственности. Эти законы завершили эру социализма и вновь открыли эру капитализма в России. Земельный кодекс 1970 года, провозглашавший общенародную собственность на всю землю, потерял силу.

Как только появилась частная собственность на землю, она превратилась в объект сделок. Тогда был принят новый Земельный кодекс, который на тот момент был достаточно революционным. В 1993 была официально разрешена продажа земельных участков. Был создан Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, который регистрировал сделки с землёй. Свидетельства на владение землёй сперва были синие, потом они видоизменились и стали розовыми, причём на двух листах. Менялась форма.

Если синие свидетельства выдавались сельсоветами или местными администрациями, то розовые выдавали земельные комитеты. Для объектов недвижимости достаточно было учёта в БТИ (Бюро технической инвентаризации), которое на правоустанавливающие документы ставило регистрационный штамп с номером регистрации. Все эти документы действительны по нынешнее время. Никто их не отменял, что подтверждается федеральным законом « О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней». Перерегистрация проводится по желанию обладателей этих прав. Потом начала работать Федеральная регистрационная служба, которая стала выдавать свои свидетельства.

Теперь БТИ и земельные комитеты, превратившиеся в управления Роснедвижимости, стали просто органами, выдающими техническое описание объектов недвижимости. А вот сама эта недвижимость регистрируется в регистрационной палате.

Для регистрации прав на собственность или сделки с недвижимостью людям приходится предоставлять целую серию документов и свидетельств. Даже нам, юристам, не всегда бывает просто понять, чего от нас хотят, не говоря уже об обычных гражданах. Жёсткость требований к документам не всегда бывает обоснованной. 30 июня 2006 года был принят федеральный закон № 93 – ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации по вопросам оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (так называемая "Дачная амнистия"). Цель этого закона , на первый взгляд, достаточно благая – облегчить людям порядок регистрации прав на их объекты недвижимости. Возьмём конкретный пример. Очень часто по документам у людей одна площадь участка, а фактически она больше. Из ст. 5 нового закона следует, что если межевание показывает несоответствие площади предоставленным документам, то государственный кадастровый учёт такого участка проводится на основании сведений об уточнённой площади такого земельного участка. Но он не должен превышать площадь минимального участка, выделяемого муниципалитетом в частное пользование гражданином. У нас эта минимальная площадь составляет 6 соток. Разумеется, расширения за счёт соседей или земли общего пользования недопустимы.

Для оформления земельного участка по упрощенной системе первое, что должен сделать гражданин – это встать на кадастровый учёт. А для этого нужно провести межевание. Дороже всего это межевание и обходится. На сегодня стоимость данной процедуры около 12 тысяч рублей. Причём прождать придётся от 1 месяца до трех - четырех месяца, что зависит от позиции Органа кадастрового учета. Далее гражданин предоставляет в регистрационную палату (В Сергиевом Посаде она находится по адресу улица Силина, 3) кадастровую выписку и любой документ, подтверждающий какие-либо права на этот участок. В соответствии с новым законом стоимость регистрации снижена с 500 до 100 рублей.

Надо ли ходить в районную администрацию? В районную администрацию ходить не надо. Но у государственного регистратора может возникнуть много вопросов к гражданину. Однако в новом законе сказано: «Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок не допускается, кроме указанных в этом законе». Повторю ещё раз: в регистрационную палату нужно принести два документа – кадастровый паспорт и любое свидетельство о праве на пользование участком, вплоть до постановлений исполкома или сельсовета.

Может возникнуть желание плюнуть, и оставить всё как есть, однако этого делать не стоит. Государственная регистрация – это уже навсегда. Если ваш садовый участок стал вашим частным владением, его никто не посмеет отнять. В случае крайней нужды, как в фильме «Гараж», государство или частный застройщик будут обязаны идти вам навстречу – либо предоставить вам другую дачу в удобном для вас месте, либо выплатить вам адекватную компенсацию. Но самое главное вы сможете распоряжаться вашим участком, как угодно – передавать его в наследство, продавать целиком или частично, сдавать в аренду, выставлять на аукцион и т. д.

Вернуться